РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим.
Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье, о положении в обществе человека(белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Работать не покладая рук», «Положа руку на сердце», «Как рукой сняло», «Рукой подать», «Не подать руки», «Своя рука – владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руками развести», «Руки опускаются» и т.д.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.
Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно – или предметно – действенным. Такое мышление с полным основанием можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно – образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Платье лисичкиного цвета», «Дай такую букву, как баранка».
Третий этап – словесно – логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что от степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи детей. (М.М.Кольцова). При современном образе жизни вполне закономерным явлением стали развитый мозг и неразвитая рука ребенка.Однако это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Вот некоторые из упражнений, способствующие развитию ручной умелости детей, которые легко провести как в д/саду, так и в домашних условиях:
-
сжимать и разжимать кулачки;
-
разминать пальцами глину, пластилин;
-
делать «фонарики» кистями рук;
-
«ходить» по столу двумя пальцами рук с последующим ускорением движения;
-
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
-
катать каждым пальчиком шарики, камешки;
-
нанизывать на нитку бусинки, пуговицы и др.;
-
запускать пальцами мелкие волчки;
-
закручивать крышки;
-
застегивать пуговицы, крючки, молнии и т.д.;
-
играть с мелкими предметами (косточки плодов, пуговицы, бусины, мелкие игрушки;
-
сортировать, перекладывать, выкладывать узоры и пр.;
-
угадывать предметы на ощупь;
-
складывать матрешку, пирамидку, предмет из частей, подбирать вкладыши;
-
играть с нитками (наматывать клубки, плести, выкладывать узоры и т.д.);
-
завязывать узлы на веревке;
-
завязывать бантики, шнурки;
-
играть с мозаикой, конструктором, кубиками;
-
играть с песком, водой.
Хорошо известно, что для формирования ручной умелости можно успешно использовать игры с пальчиками, сопровождаемые чтением потешек, стихов. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание текстов, учат улавливать ритм речи.
Для тренировки и стимулирования обеих рук широкие возможности представляют и физические упражнения, такие как бросание и ловля мяча, кольцебросы, метание, перекладывание мелких предметов в эстафетах и др.
Еще одна важная форма работы - графические упражнения. Они способствуют лучшей ориентации на листе бумаги, готовят руку ребенка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.
Развитие ручной умелости можно осуществлять и в продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд и т. п.
Таким образом, создание условий для целенаправленной работы по развитию ручной умелости способствуют последующему успешному обучению детей в школе.
Использованы материалы из статьи
Г.Любиной "Рука развивает мозг"