Учёные, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчёркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребёнок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел чёткое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать звуковой состав слова.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
После пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Родители могут помочь своему ребёнку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.
Игры и упражнения которые помогут Вам научить ребёнка
правильно и без затруднений определять звуковой состав слов:
Игры на звуковой анализ совмещаются с любой деятельностью ребёнка: со свободной игрой с игрушками, с рассматриванием картинок в книге, с работой по дому. Например, ребёнок возит в игрушечном автобусе зверюшек. Попросите его сначала перевезти тех “пассажиров”, в названии которых есть звук С. Рассматривая картинки в книжке устройте соревнования, кто больше найдёт картинок, в названии которых есть звук К или М. Загадывайте ребёнку загадки: «Угадай, что я тебе приготовила на обед? Начинается на звук П».
Игра “Самый внимательный”
Для игры применяют сюжетные картинки, на которых нарисовано много разных предметов. Ребёнок получает задание: найди на картинке предметы в названии которых есть звук, например, С.
Игра “Звуки спрятались”
Для игры подойдёт комплект любого лото. Ребёнку дают большие карты. Ведущий говорит, что звуки любят играть в прятки, они спрятались в разные слова; ребёнку предлагается найти их в названиях картинок. “Чтобы звук нас услышал, надо его позвать, то есть сказать слово с усиленным произнесением нужного звука”. Затем ведущий называет любой звук, а ребёнок – нужное слово – название картинки, протягивая звук, например Ведущий говорит звук З – ребёнок называет картинку з-з-з-аяц. Правильно названная картинка закрывается фишкой.
Следует иметь в виду, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые. Взрослый должен сразу разделить эти звуки и требовать от ребёнка различения: “Нет, у тебя “мячик”, а я говорю М. Вот суМка – правильно – М” Чтобы ребёнок услышал разницу в твёрдом и мягком произнесении звука, можно продемонстрировать ему ошибку: “Как мы говорим: мачик или мячик?”
Игра “Замкни цепочку”
Для игры подготавливаются карточки с предметными картинками. Цель игры – научить ребёнка выделять первый и последний звук в словах. Цепочку из картинок ребёнок должен выкладывать по следующему правилу: первый звук названия последующей картинки должен совпадать с последним звуком предыдущего названия (стол – лампа – аист – ток – книга – артист – трос).
Игра “Сколько слов?”
Взрослый читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Ребёнок получает задание запоминать слова со звуком Ш. После прочтения взрослый спрашивает, какие слова запомнил ребёнок.
На основе этого же материала можно поиграть в игру “Угадай звук” - взрослый читает стихотворение, а ребёнок определяет, какой звук в тексте встречается чаще других.
Игра “Доскажи звук”
Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч ребёнку. Ребёнок досказывает звук. Можно использовать стихи и потешки.
Ходит по лесу хорек, Лежебока рыжий кот
Хищный, маленький зверё___. Отлежал себе живо___. И т.д.
Самыми трудными заданиями в ходе усвоения навыков звукового анализа являются задания на самостоятельный подбор слов с тем или иным звуком. Можно поискать глазами вокруг себя слова, например, на звук С, или устроить соревнование – кто больше придумает слов с определённым звуком.
Очень полезно играть с детьми в игры на обучение звуковому синтезу слов: взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово. (М А К – мак). На первых порах слова для звукового синтеза берутся короткие, состоящие из трёх звуков, и по мере усвоения детьми материала, слова могут усложняться по своему звуковому составу.
Шолохова Елена Вадимовна - учитель-логопед