Ребёнок с нарушениями речи в семье

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"

"Детский сад комбинированного вида № 101"

Ребёнок с нарушениями речи в семье

 

  Ребенок с нарушениями речи

в семье

 

Сам факт рождения в семье ребенка с отклонением в развитии всегда вызывает у родителей глубокие переживания. Ведь все хотят иметь здорового, умного, красивого сына или дочь, мечтают об их благополучии в будущем. Часто в этом случае родителям не удается избежать взаимных обвинений, упреков и семья легко может распасться от одного неосторожного слова окружающих. Однако нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии.

 

Важны также постоянные контакты родителей с педагогами-специалистами, знающими как надо работать с детьми разных возрастов, с различными отклонениями в развитии, чтобы способствовать коррекции или компенсации того или иного дефекта. Родители смогут реализовать все их рекомендации и проявлять собственную инициативу.

 

Полноценная речь ребенка является одним из важных условий необходимых для его развития. Родители должны знать, что не позже 5 лет надо определить все недостатки произношения малыша. Если же у ребенка нарушение произношения наблюдается в более позднем возрасте, то здесь можно с большим основанием предполагать патологию речевого развития. Некоторые нарушения речи родители могут заметить и в более раннем возрасте (например: алалию, ОНР), но корригировать эту речевую патологию может только логопед. Причем, необходимо как можно раньше обратиться к нему за помощью. Родителям следует знать, что вовремя неисправленные дефекты речи могут привести к недоразвитию всей познавательной деятельности малыша, к формированию у него отрицательных черт личности.

 

Ошибки в воспитании ребенка с нарушением речи заключаются в том, что, как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Родители понимают отставание в развитии как некое проходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. «Я сам плохо говорил, заговорит» - рассуждают они. Несостоятельность таких рассуждений очевидна. Мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5-6 лет взрослые не замечают понижения слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности. Немногие родители обращают внимание на то, что дети опускают, переставляют слова или слоги, неправильно оформляют конец слова. Часто логопедическое обследование выявляет у ребенка значительное отставание в развитии понимания речи, когда родители считают, что «он все понимает, но не говорит».

 

Нередки случаи, когда взрослые, незнакомые с приемами обучения чтению, своими «домашними» методами приучает ребенка к побуквенному чтению, от которого очень трудно перейти к слогам. Или же излишне увлекаются чтением книг и разучиванием стихов, когда ни содержание, ни объем текстов не согласуется с возрастом ребенка, его умственным и речевым развитием. Слушающий ребенок не понимает значения многих слов, не улавливает смысла читаемого или последовательности действий.

 

Очень важно отношение ребенка к своему дефекту, которое напрямую зависит от того, какие установки дают родители. Установка может быть попустительской или же наоборот излишне требовательной, в результате которой комплекс неполноценности усилится еще больше. Неуверенность часто сочетается с болезненной чувствительностью и ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешное обучение приводит к изменениям в поведении и снижению самооценки. Однако при правильном подходе семьи в воспитании ребенка с проблемами в речевом развитии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью и стремление преодолеть свой дефект.

 

В настоящее время показано, что родители, при руководстве специалистов могут эффективно помогать своим детям, вместе ними преодолевая трудности.

Таким образом, помощь ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания дефекта, правильного подхода к ребенку, грамотного построения занятий с ним, поэтому родителям необходимо серьезно относится к рекомендациям педагогов-специалистов по организации жизни, игр и занятий с детьми.

     Учитель-логопед Шолохова Е.В.    

                                                                                                                                                                                                

                                                           

Дата последнего обновления страницы 17.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения