Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Для оказания эффективной логопедической и психологической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения.
Тяжелые нарушения речи тормозят умственное развитие, особенно формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Нарушение не всегда обнаруживается сразу после рождения, иногда родители узнают о нем, только, когда ребенок находится в дошкольном или даже школьном возрасте. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий.
Сейчас дети в основном поступают в детское учреждение в три года, поэтому я, как логопед, могу обследовать ребёнка только в средней группе, а многие родители, являясь недостаточно педагогически компетентными, не всегда внимательны к проявлению признаков задержки речевого развития у детей. Поэтому, нужны группы кратковременного пребывания для раннего выявления нарушений речи и коррекционной работы, своевременного включения родителей в коррекционный процесс и правильного взаимодействия разных специалистов, т.к. в раннем возрасте важен не только год, но даже месяц, неделя и день, поэтому дефицит воспитания в раннем возрасте сопровождается непоправимыми потерями. Например, если взрослые на первом году жизни не позаботятся о том, чтобы ребенок с 2-х месяцев начал действовать с предметами и развивал движения пальцев рук, то это на втором году жизни существенно скажется как на развитии речи и мышления, так и на последующих успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности, ибо отставание в психомоторном развитии детей раннего возраста не компенсируются в полной мере в последующие периоды его жизни.
Объективный анамнез является частью обследования, базой для построения плана обследования и выбора методик. Поэтому, специалист, проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах развития и учитывать индивидуальные условия развития ребенка.
Основными задачами логопедической помощи детям раннего возраста являются:
· формирования здорового образа жизни детей;
· охрана жизни и укрепление здоровья детей;
· обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
· осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Данные направления тесно взаимосвязаны, организованы поэтапно и предполагают работу с детьми, с их родителями и воспитателями.
При диагностике необходимо взаимодействие логопеда с родителями, медицинскими работниками, педагогом-психологом, воспитателями, социальным педагогом.
Воспитатель должен умело организовать адаптационный период для ребёнка, что даёт возможность раньше провести диагностику и начать обучение.
Важно проводить логопедическое обследование в присутствии родителей или законных представителей, потому что современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Невозможно помочь ребёнку, если позиция близких ему людей лишь пассивная. Ни один ребёнок не может полноценно развиваться вне семьи, и никакой даже самый профессиональный специалист не способен обеспечить ребенку всей полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, в какой это смогут сделать родители. Многие из родителей ссылаются на собственную занятость, на отсутствие специальных знаний. Поэтому необходимо содействовать родителям в освоении науки воспитания и обучения, привести родителей к осознанию, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи.
Обязательным является присутствие родителей и включение их в игровую деятельность на занятиях. Они могут быть не только помощниками, но и активными участниками.
Логопед проводит консультации для воспитателей группы и родителей по результатам диагностики и по запросам.
Создаётся медико – педагогический консилиум для разработки разными специалистами коррекционного маршрута ребёнка, от слаженной деятельности которых зависит результативность работы.
Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ребенок направляется на ПМПК, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.
Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:
• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);
• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.
• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.
• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.
• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.
• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.
После проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
• Развитие импрессивной речи
• Развитие экспрессивной речи
• Развитие общей моторики
• Развитие мелкой моторики
• Развитие слухового восприятия
• Формирование навыков артикуляционной моторики
• Развитие зрительного восприятия
• Формирование просодических компонентов речи
В ДОУ необходима работа специалистов по ранней диагностике, так как она способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста и снижению тяжести речевого нарушения у детей, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.
Черноусова Е.В., учитель-логопед