Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь?
Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи:
1.Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением, т.к. для свободного общения с коллективом очень важно, чтобы его понимали и сверстники и
взрослые. Ребёнку нужно будет отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, а при этом сразу становятся заметными все недостатки речи. К пяти годам ребёнок должен чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть обширен и богат.
К сожалению, большой процент детей имеет отставание в речевом развитии. Такие дети нуждаются в занятиях с логопедом. Если Ваш ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, логопед объяснит, как помочь ребёнку управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук.
Помните: часто это очень сложная и трудоёмкая для ребёнка работа. Руководствуйтесь заданиями логопеда: ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять поставленный звук в слогах, словах и фразах, стихах. Только после этого звук появляется в обиходной речи ребёнка.
2.У ребёнка должны быть сформированы фонематические процессы - это умение слышать и различать звуки, выполнять звуковой анализ слогов и слов. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
3.У ребёнка должен быть сформирован грамматический строй речи (к 6-7 годам ребёнок должен правильно использовать предлоги; употребляют форму мн.ч. и ед.ч. в И.п. и Р.п. (много котят, нет котят); усваиваются согласование прилагательных с другими частями речи в косвенных падежах, существительных с числительными, прилагательными и местоимениями; совершенствуются умение образовывать однокоренные слова).
4.Необходимо работать с ребёнком над связной речью: часто учителя жалуются на то, что дети не умеют составлять предложения, поэтому прежде чем с ребёнком заниматься пересказом и составлением рассказов, потренируйте его в составлении предложений. А затем пересказывайте, составляйте рассказы и учите стихи.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – граматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программы школы.
Черноусова Екатерина Валерьевна
учитель-логопед