Портрет будущего первоклассника
Социальное развитие:
-
Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.
-
Общается со сверстниками, знает правила общения.
-
Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
-
Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
-
Хорошо адаптируется к новой обстановке.
-
Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
-
Не избегает общения.
Организация деятельности:
-
Может планировать свою деятельность.
-
Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
-
Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
-
Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
-
Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
-
При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
-
Не отказывается от заданий.
Речевое развитие:
-
Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
-
Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
-
Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
-
Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
-
Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
-
В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
-
Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
Развитие движений и пространственная ориентация:
-
Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
-
В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
-
Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
-
Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
-
Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
-
Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации:
-
Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
-
Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
-
Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
-
Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
-
Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
-
Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
-
Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
Личностное развитие :
-
Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.
-
Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.
-
Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
-
Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
-
Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
-
Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
-
Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
Здоровье:
-
Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
-
Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
-
Спокоен, усидчив, нераздражителен.
-
Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
-
Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
-
В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
-
В речи нет выраженных задержек в развитии.
Развитие внимания и памяти
-
Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
-
Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
-
Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
-
Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
-
Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
-
Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
-
После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
Советы родителям:
§ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
§ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
§ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
§ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
§ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Черноусова Екатерина Валерьевна
учитель-логопед
|
|