Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Психологи утверждают, что именно эта способность является важной частью эмоционального и социального интеллекта.
Дошкольное детство – это период особой социально-эмоциональной чувствительности, как время открытий мира для себя и себя для мира. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте, это общение со сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Начиная с трех-четырех лет самым интересным содержанием воспитания и развития для ребенка становится социальное наполнение жизни.
У ребенка-дошкольника активно формируются нравственные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», моральные оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация со сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других, глядя на себя как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с нормами морали. В соответствии с этими постулатами осуществляется принятие решения и «проигрывание» собственного действия в воображаемом плане. В сознании ребенка происходит предвидение того результата, который произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого поступка для него самого и окружающих.
Зерно человечности, доброты и отзывчивости, вовремя брошенное в детскую душу, поможет создать чуткого, внимательного и неравнодушного взрослого, способного изменить мир в лучшую сторону. Поэтому, основная идея проведения социальных и благотворительных акций в детском саду – становление Человека-преобразователя мира на идеалах добра, душевной чуткости, сочувствия и содействия.
Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, привлечение внимания общества к какой-либо дате, какому-либо событию.
Благотворительная акция – это оказание помощи (в том числе, и безвозмездной) нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помочь себе самостоятельно.
Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, возможность самореализации и оказания помощи тем, кто в ней нуждается.
С детьми старшего дошкольного возраста акции могут иметь различную направленность - исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе); социально–педагогические (воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему); социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре).
Социальная акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.