Причины речевых нарушений.
-
Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, необходимо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре;
-
Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье – копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит;
-
Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции, приводит к искажённому произношению: например, взрослый требует «Скажи – Рыба», но не показывает правильное положение языка при произношении звука –р- (язык поднят вверх и с силой дуем на кончик языка, вызывая вибрацию), тем самым вызывает у ребёнка –р- горловое.
-
Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык и др.;
-
Длительное пользование соской – способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи;
-
Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда – отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать;
Обязательно необходимо обратиться к специалистам:
u Если у ребёнка лепетная речь в 3-4 года;
u Первые слова появились только после 2-х лет – это тревожный симптом;
u Произносит звук искажённо, например, -р- горловое, -ш- воздушное (с раздуванием щёк), межзубное произношение звуков (язык при произношении находится между зубами) – эти дефекты с возрастом не пойдут;
u Если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, обильное слюнотечение;
u До 4-х лет ребёнок может допускать аграмматизмы в речи, после 4-ёх лет это должно вызвать беспокойство;
u Ребёнок часто болеет, ослаблен;
u С трудом общается со сверстниками.
Эти причины могут быть обусловлены разными факторами:
· болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);
· родовые травмы;
· инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;
· ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
Недостатки речи по наследству не передаются, т.к. речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например, неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами специалистами и специальным обучением.
Черноусова Екатерина Валерьевна
учитель-логопед