Необходимость преодоления
несовершенства детской речи.
Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения. Если ребёнок к четырём годам по каким – то причинам не усвоил речь, то процесс обучения будет происходить гораздо с большим трудом, дольше и без того успеха, который достигается в обычные сроки.
Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на развитие психических функций: восприятия, мышления, внимания, памяти, работоспособности.
Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере ребёнка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности.
Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении могут вызвать чувства собственной неполноценности, депрессивные состояния, негативизм, порождают чувства обиды, досады, иногда озлобленность и раздражение.
Учёными доказано, что чувство ущемлённости от осознания своего дефекта речи встречается и у дошкольников.
У детей с расстройствами речи часто наблюдается нарушение не только речевой моторики – парезы языка, губ, но и общей: неточность, слабость движений, их замедленность или двигательная расторможенность (гиперактивность).
Всё это порождает особенности поведения детей в играх и занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержания игры им доступны. Они чаще выступают зрителями или берут на себя в игре подчинённые роли.
Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, двигательное беспокойство, суетливость, речевая утомляемость, что затрудняет включение в коллективную игру.
Не устранённые в детстве замены и смешения звуков отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в учении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в категорию неуспевающих и нарушителе дисциплины.
Звуки, исправленные только перед школой, с трудом вводятся в речь. Дети, даже став взрослыми, научившись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.
Невнятная речь ребёнка создаёт впечатление о его невоспитанности, умственной ограниченности, некультурности.
Бывают даже случаи, когда дети с тяжёлыми нарушениями речи ошибочно попадают в школы для умственно отсталых.
Некоторые недостатки речи ограничивают возможности в выборе любимой профессии, мешают в труде и повседневной жизни.