Инновации в МБДОУ Детский сад №101

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"

"Детский сад комбинированного вида № 101"

Инновации в МБДОУ Детский сад №101

 

 

                                                                            «Лего-технологии,

                 как метод коррекции речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

 

Участники реализации инновации:

Педагоги группы компенсирующей направленности для детей с ТНР:

Учитель-логопед: Шолохова Елена Вадимовна, высшая кв. категория,

Воспитатели: Черемнова Татьяна Николаевна, высшая кв. категория,

Стопчинская Татьяна Владимировна, первая кв. категория,

- воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

 

Характер инновации: Модифицированная в ДОО

 

 

Направление инновации:   - речевое развитие

                                           - познавательная деятельность

                                           - конструктивная деятельность

 

Цель внедрения инновации: Коррекция речевого развития у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

 

Задачи внедрения инновации: 

  • Раскрыть индивидуальность каждого дошкольника с речевыми нарушениями, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации;

  • Развивать и совершенствовать высшие психические функции; мелкие и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

  • Формировать и развивать правильный длительный  выдох; произносительную ориентировку, схемы собственного тела;

  • Формировать лексико-грамматическую составляющую речи;

  • Учить овладевать звуко-буквенным и слоговым анализом слов; закреплять графический образ букв.

  • Развивать связную речь дошкольников.      

 

Краткое содержание (сущность) инновации:  

Приемы применения ЛЕГО-технологий в логопедической практике:

- ЛЕГО конструкторы могут быть использованы на занятиях по коррекции звукопроизношения. Конструирование игрушек для звукоподражаний помогает превратить это скучное занятие в игру. Для автоматизации звука на уровне слогов строим дорожки, стенки и одновременно многократно проговариваем нужные слоги.

- Для работы над  дыханием также можно сконструировать модели  для выработки воздушной струи с крутящимся элементом;

- Очень эффективно использовать ЛЕГО-конструирование или элементы конструктора на занятиях по обучению грамоте. Например:  Изготовить  игрушки для дифференциации звуков (по твердости – мягкости, звонкости – глухости).

-  Детали конструктора разного цвета используем для обучения звуковому и слоговому анализу, а также для составления схем предложений. Для обозначения звука используется деталь, похожая на кубик, для слога – кирпичик. Очень удачно то, что детали можно закрепить одну на другую, что наглядно демонстрирует детям структуру слова.

-  Для определения места звука в слове дети построили паровозик, его же мы используем для определения количества слогов в слове и для составления схемы предложения.

 -  Эффективно использование конструктора и для формирования зрительного образа букв, при ее изучении или автоматизации соответствующего звука.

-  Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова и совершенствовать грамматический строй речи.

Например:  При изучении лексических  тем, конструируя фигуры животных, птиц, рыб  дети учатся выделять части целого, отрабатывать падежные окончания, образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать числительные и прилагательные с существительными.

-  При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить такие понятия как: «право», «лево», «сзади», «спереди», употреблять предлоги на, под, за, в и т.д. Тем самым у ребенка формируется понимание пространственных отношений между предметами.

- Большой эффект дает использование ЛЕГО-конструктора в работе по формированию связной речи дошкольников: при пересказе, составлении рассказов или  диалогов.  

        Пересказ рассказа по объемным декорациям из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и  логичным, а составление рассказов по построенным декорациям  помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.

 

 Уровни и формы распространения инновации

     2013-2014 г. – ДОО разработка и реализация приемов работы с использованием конструктора ЛЕГО в коррекции речевого развития  детей с тяжелыми нарушениями речи.

     2014-2015 г. - реализация проекта "Страна ЛЕГО" на уровне ДОУ.

     2015 г.

- разработка парциальной программы по развитию  речевых, конструктивных и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи "Страна - ЛЕГО". Программа рассмотрена и принята на Педагогическом Совете №1 от 28.08.2015 г.

    Муниципальный уровень: 

- участие в секционном заседании августовской конференции с докладом на тему: «Использование ЛЕГО-технологий в коррекции речевого развития старших дошкольников с ТНР»;

- публикация статьи «Использование ЛЕГО-технологий в коррекции речевого развития старших дошкольников с ТНР» в сборнике методических материалов по результатам августовской конференции руководящих и педагогических работников в 2015 г.

     2016 г. - Годичный семинар для педагогов Исакогорского округа МО «Город Архангельск» на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»;

     2017 г.- муниципальный,

- открытый показ НОД «Лего-город» в рамках работы демонстрационной площадки системы образования МО «Город Архангельск» по направлению «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях стандартизации образования»,

 

- участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

     2018 г. – муниципальный,

- городская панорама опыта «Современные образовательные технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями» открытый показ нод «Животные» в рамках демонстрационной площадки системы образования МО «Город Архангельск» по направлению «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях стандартизации образования».

     2019 г.

- внесение изменений в парциальную программу по развитию  речевых, конструктивных и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи "Страна - ЛЕГО" (в связи с обновлением методического обеспечения). Программа рассмотрена и принята на Педагогическом Совете №1 от 27.08.2019 г.

    Региональный уровень:

- выступление на ХХI межрегиональных педагогических чтениях «Эффективные практики реализации федеральных государственных образовательных стандартов» по теме «Лего-технологии, как метод коррекции речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»,

- публикация статьи «Лего-технологии, как метод коррекции речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» в сборнике методических материалов по результатам педагогических чтений;

- выступление с мультимедийной презентацией «Использование конструктора Лего на занятиях по развитию речи» в рамках курсов повышения квалификации «Развитие связной речи детей дошкольного возраста: методики, технологии и прёмы».

      2020 г.

 - Парциальная программа "Страна - ЛЕГО" была представлена на VII Региональной Выставке-Конкурсе «Дошкольное образование Архангельской области: современные программно-методические и дидактические разработки». Е.В.Шолохова - автор программы - стала лауреатом конурса, отмечена Дипломом.

 

Дата последнего обновления страницы 17.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения