«Лего-технологии,
как метод коррекции речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Участники реализации инновации:
Педагоги группы компенсирующей направленности для детей с ТНР:
Учитель-логопед: Шолохова Елена Вадимовна, высшая кв. категория,
Воспитатели: Черемнова Татьяна Николаевна, высшая кв. категория,
Стопчинская Татьяна Владимировна, первая кв. категория,
- воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Характер инновации: Модифицированная в ДОО
Направление инновации: - речевое развитие
- познавательная деятельность
- конструктивная деятельность
Цель внедрения инновации: Коррекция речевого развития у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи внедрения инновации:
-
Раскрыть индивидуальность каждого дошкольника с речевыми нарушениями, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации;
-
Развивать и совершенствовать высшие психические функции; мелкие и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
-
Формировать и развивать правильный длительный выдох; произносительную ориентировку, схемы собственного тела;
-
Формировать лексико-грамматическую составляющую речи;
-
Учить овладевать звуко-буквенным и слоговым анализом слов; закреплять графический образ букв.
- Развивать связную речь дошкольников.
Краткое содержание (сущность) инновации:
Приемы применения ЛЕГО-технологий в логопедической практике:
- ЛЕГО конструкторы могут быть использованы на занятиях по коррекции звукопроизношения. Конструирование игрушек для звукоподражаний помогает превратить это скучное занятие в игру. Для автоматизации звука на уровне слогов строим дорожки, стенки и одновременно многократно проговариваем нужные слоги.
- Для работы над дыханием также можно сконструировать модели для выработки воздушной струи с крутящимся элементом;
- Очень эффективно использовать ЛЕГО-конструирование или элементы конструктора на занятиях по обучению грамоте. Например: Изготовить игрушки для дифференциации звуков (по твердости – мягкости, звонкости – глухости).
- Детали конструктора разного цвета используем для обучения звуковому и слоговому анализу, а также для составления схем предложений. Для обозначения звука используется деталь, похожая на кубик, для слога – кирпичик. Очень удачно то, что детали можно закрепить одну на другую, что наглядно демонстрирует детям структуру слова.
- Для определения места звука в слове дети построили паровозик, его же мы используем для определения количества слогов в слове и для составления схемы предложения.
- Эффективно использование конструктора и для формирования зрительного образа букв, при ее изучении или автоматизации соответствующего звука.
- Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова и совершенствовать грамматический строй речи.
Например: При изучении лексических тем, конструируя фигуры животных, птиц, рыб дети учатся выделять части целого, отрабатывать падежные окончания, образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать числительные и прилагательные с существительными.
- При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить такие понятия как: «право», «лево», «сзади», «спереди», употреблять предлоги на, под, за, в и т.д. Тем самым у ребенка формируется понимание пространственных отношений между предметами.
- Большой эффект дает использование ЛЕГО-конструктора в работе по формированию связной речи дошкольников: при пересказе, составлении рассказов или диалогов.
Пересказ рассказа по объемным декорациям из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным, а составление рассказов по построенным декорациям помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.
Уровни и формы распространения инновации
2013-2014 г. – ДОО разработка и реализация приемов работы с использованием конструктора ЛЕГО в коррекции речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
2014-2015 г. - реализация проекта "Страна ЛЕГО" на уровне ДОУ.
2015 г.
- разработка парциальной программы по развитию речевых, конструктивных и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи "Страна - ЛЕГО". Программа рассмотрена и принята на Педагогическом Совете №1 от 28.08.2015 г.
Муниципальный уровень:
- участие в секционном заседании августовской конференции с докладом на тему: «Использование ЛЕГО-технологий в коррекции речевого развития старших дошкольников с ТНР»;
- публикация статьи «Использование ЛЕГО-технологий в коррекции речевого развития старших дошкольников с ТНР» в сборнике методических материалов по результатам августовской конференции руководящих и педагогических работников в 2015 г.
2016 г. - Годичный семинар для педагогов Исакогорского округа МО «Город Архангельск» на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»;
2017 г.- муниципальный,
- открытый показ НОД «Лего-город» в рамках работы демонстрационной площадки системы образования МО «Город Архангельск» по направлению «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях стандартизации образования»,
- участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».
2018 г. – муниципальный,
- городская панорама опыта «Современные образовательные технологии в работе с детьми с речевыми нарушениями» открытый показ нод «Животные» в рамках демонстрационной площадки системы образования МО «Город Архангельск» по направлению «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях стандартизации образования».
2019 г.
- внесение изменений в парциальную программу по развитию речевых, конструктивных и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи "Страна - ЛЕГО" (в связи с обновлением методического обеспечения). Программа рассмотрена и принята на Педагогическом Совете №1 от 27.08.2019 г.
Региональный уровень:
- выступление на ХХI межрегиональных педагогических чтениях «Эффективные практики реализации федеральных государственных образовательных стандартов» по теме «Лего-технологии, как метод коррекции речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»,
- публикация статьи «Лего-технологии, как метод коррекции речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» в сборнике методических материалов по результатам педагогических чтений;
- выступление с мультимедийной презентацией «Использование конструктора Лего на занятиях по развитию речи» в рамках курсов повышения квалификации «Развитие связной речи детей дошкольного возраста: методики, технологии и прёмы».
2020 г.
- Парциальная программа "Страна - ЛЕГО" была представлена на VII Региональной Выставке-Конкурсе «Дошкольное образование Архангельской области: современные программно-методические и дидактические разработки». Е.В.Шолохова - автор программы - стала лауреатом конурса, отмечена Дипломом.