Часто родители сталкиваются с тем, что ребенку нужно несколько раз повторить, прежде, чем он выполнит просьбу. Если же этого не происходит, многие родители переходят на крик, а потом удивляются – почему ребенок такой непослушный.
Дети (особенно маленькие) не могут концентрироваться на нескольких задачах одновременно, поэтому если их внимание чем-то занято, им сложно переключиться. Прежде, чем говорить что-то ребенку, нужно обратить на себя его внимание и установить зрительный контакт, обратиться по имени и только после этого выразить просьбу.
“Снимай ботинки, иди мой руки, садись кушать“, – для ребенка подобный алгоритм действий может показаться очень сложным. Ему сложно запомнить последовательность, из-за чего он что-то может упустить. Необходимо давать ребенку простые указания, чтобы задача была ему полностью ясна.
Вместо того, чтобы прекратить какое-то действие, родители часто говорят: “Ты еще долго будешь размазывать суп по тарелке?“. Ребенку бывает сложно понять, что подобные слова призывают его к действию, поэтому он на них плохо реагирует.
Длинные объяснения и нотации просто запутывают ребенка, он начинает теряться в смысле полученной им информации. Ребенку нужно давать короткие и четкие указания или просьбы, предупреждения.
Повышая голос на ребенка, родители только вселяют в него тревогу и страх. Нужно понимать, что ребенок, выполняя указания, сделанные на повышенных тонах, хочет избежать наказания.
Психологи установили, что дети воспринимают информацию с задержкой в несколько секунд. Ребенку нужно дать время, а не требовать безотлагательного выполнения поручения. Предупреждайте о том, что скоро следует заканчивать игру и отправляться в кровать, или договоритесь, сколько раз он может еще спуститься с горки, после чего вы пойдете домой.
“Не трогай, не лезь, не стучи!“, – не каждый взрослый реагирует на частицу “не“, что уже говорить о детях. Вместо этого стоит предложить ребенку альтернативный вариант: “Давай закроем дверь так, чтобы никто не услышал“.
Если целый день повторять ребенку одно и то же, рано или поздно наступает момент, когда он начнет воспринимать слова мамы, как фон. Сократите количество своих замечаний ребенку, просто будьте рядом и поддерживайте в моменты особой детской активности.
Дети копируют наше поведение, они перенимают от нас и мастерство коммуникации. Поэтому если мы целый день отмахиваемся от слов ребенка, отвлекаемся и не слушаем его рассказы, вопросы и просто обращения, он так же поступает и с нами.