Почему бывает трудно заговорить
Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.
Если в 2 – 2,5 года ребёнок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит.
Типичные варианты задержки активной речи у детей 2 – 2,5 лет:
Задержка речи на стадии называния. Ребёнок, научившийся обозначать предметы словами, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребёнка, он становится капризным, и, оказываясь зачастую непонятым, выражает своё недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребёнком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребёнком по типу «давай вместе». И, в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать сказки и пр.
Задержка речи на стадии эмоционального общения со взрослым. Порою общение ребёнка со взрослым сводиться лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так всё понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействия с малышом, о котором рассказано ранее.
Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребёнок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребёнок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.
Удобно, если ребёнок занимает сам себя, подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Можно поиграть и в «Сороку – ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер – куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т.д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.
Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребёнок повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые не играют по одному, например, кидать мячик.
«Детские» слова могут препятствовать развитию речи.
Причины употребления специфических «детских» слов типа «би-би», «бай-бай», «ту-ту» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной ещё артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребёнка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить чётко и ясно и добиваться от ребёнка внятного произношения.
Учитель-логопед Шолохова Е.В.