Рисование мандал - увлекательное занятие.
Раскраски, не имеющие возрастных ограничений - мандалы для раскрашивания – геометрические узоры, которые символизируют гармонию внешнего и внутреннего космоса человека, его единство с вселенной.
Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». В духовных традициях мандала — это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.
Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.
Мандалы для раскрашивания – это самый творческий тип раскрасок, считается, что создание и разрисовывание мандал помогает лучше узнать себя, успокоиться и снять стресс.
При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет и линию на бумаге. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате.
Такие раскраски рекомендуют очень активным и сложным детям, даже они умиротворяются и расслабляются, создавая такие необычные и уникальные рисунки. А уникальность их состоит в том, что если раздать группе людей одинаковые мандалы для разукрашивания, то после выполнения задания вы не найдете ни одной одинаковой мандалы, каждый использует свою неповторимую цветовую гамму.
Кому полезна мандала?
Мандала не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки, карандаши, фломастеры или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями.
Многие детки любят раскрашивать картинки. Это очень полезное занятие для подготовки руки ребенка к письму и для развития мелкой мускулатуры кистей рук.
Мандала – это не простая раскраска, желательно, чтобы тот, кто будет ее раскрашивать, сам выбрал себе узор, который ему больше понравился, и который больше соответствует его состоянию и настроению в данный момент.
А чем же полезны мандалы?
Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?
Во-первых, развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при их строительстве. Важно! Если у ребёнка не получается не вылезать за край, не настаивайте! Такие занятия ведут к неврозам, а не к развитию ребёнка. Лучше отложить раскрашивание и занять другим творчеством.
Во-вторых, тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше. Не усаживайте живчиков 3-4 лет за раскрашивание мандал.
В-третьих, безусловно тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной) — не в теории, а на практике, познают искусство орнамента.
Следует отметить, что мандала для детей - это дополнительный способ выразить свои эмоции. Ведь часто родители не разрешают своим детям свободно выражать эмоции. В нашем обществе это не принято. Но ведь энергия эмоций никуда не девается. И вот вместо того, чтобы быть выраженной вовне, она уходит внутрь тела и начинает медленно, но неуклонно процесс разрушения внутренних органов.
А как научить красиво раскрашивать мандалы?
Думаю, вам стоит начать раскрашивать самостоятельно. На вашем примере ребёнок вдохновится.
Можно просто объяснить, что одинаковые элементы раскрашиваются одинаково. Некоторым детям такого объяснения вполне хватает.
Но можно просто дать ребёнку распечатанную мандалу и предложить раскрасить, как он хочет. Одновременно себе распечатать такую же и закрасить её уже с соблюдением правил орнамента. А потом повесить обе получившиеся работы на стенку.
Вершиной таких занятий будет самостоятельное рисование мандал, без образца. Но для того, чтобы захотеть рисовать мандалу (а это не просто), надо полюбить закрашивать уже готовые и тратить на это довольно много времени.
Скачать раскраски мандала можно здесь - ШАБЛОНЫ
Кстати, одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть она будут совершенно по-разному!
Как нарисовать мандалу самим.
Возьмите два листа бумаги: один – для вас, другой –для ребёнка. Объясните ребёнку, что такое мандала и как её следует рисовать: сначала рисуется круг, а затем в нём рисуется всё, что придёт на ум. И не забудьте упомянуть правила рисования мандал: это отсутствие правил. А затем приступайте к рисованию. Старайтесь не вмешиваться в процесс рисования ребёнка, так как он лучше вас знает, что делает, и любое вмешательство может отбить у него желание на дальнейшее совместное творчество. После того, как ваше чадо нарисует свою мандалу, попросите его/её объяснить, что в ней нарисовано и почему. Обратите особое внимание на цветовую гамму мандалы ребёнка. Если в ней преобладают в основном тёмные цвета, то это может указывать на какие-либо внутренние переживания или плохое настроение. Если цвета яркие и светлые, то это говорит об обратном. В случае тёмных цветов постарайтесь мягко осведомиться о том, что у ребёнка произошло в течение дня. Таким образом, вы сможете установить причину его плохого настроения и, поговорив с ним, устранить негативные эмоции, о которых он, возможно, и не подозревает.
Кроме раскрашивания, можно делать что-то похожее на мандалы из разных мозаик и прочих развивающих материалов.
Как научить ребёнка складывать красивые мандалы?
Назовём игру «Красивые тарелочки»
Возьмите круг из картона или картонную (пластиковую) тарелочку. Но не слишком маленькую, а то играть будет не интересно.
Возьмите несколько разных повторяющихся элементов. Пусть это будут одинаковые пуговицы, счетные палочки, палочки Кюизинера или любую другую игру, где есть повторяющиеся элементы, из которых можно делать орнамент.
Прекрасно подойдет игра «Орнамент» Зайцева.
Положите в центр тарелочки некий центральный элемент. И задайте «ритм» — покажите, какие элементы должны окружать центр тарелочки, выложив 2-3 элемента. Хорошо, когда в центре лежит любой правильный многоугольник — от квадрата до восьмиугольника, можно звездочку. Тогда удобнее будет соблюдать ритм, будет ясно, сколько повторяющихся элементов должно быть.
Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть задания. Во-первых, орнамент, как вы, наверняка, заметили, может расти не только в стороны, но и вверху — мы накладываем одни элементы на другие.
Ребенку 5-6 лет можно дать сразу сектор готового орнамента, выложив сразу элементы всех уровней. А он пусть сам выкладывает всё остальное, сам решает, в каком порядке ему это делать.
В материале использована информация с сайтов:
http://blog.danilova.ru/moya-semya/chto-takoe-mandala-i-kak-ona-pompgaet-v-rasvitii-rebenka.html
https://www.maam.ru/detskijsad/mandaly-risovanie-mandal-s-detmi-6-7-let.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/15/mandaly-dlya-raskrashivaniya