Загадка - средство умственного воспитания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"

"Детский сад комбинированного вида № 101"

Загадка - средство умственного воспитания

 

 

Главное место в учебном процессе детского сада занимает умственное развитие дошкольников. Умственное воспитание - это систематическое целеустремленное влияние взрослых на умственное развитие ребёнка с целью развития познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию. 

Для решения задач умственного воспитания  старших дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».  Понятие «загадка» давнего происхождения, происходит от слова «думать». 

В своей работе я использую загадки на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим, а иногда и занятиях по ФЭМП и физической культуре, а также в играх и на прогулке. Использование загадок развивает наблюдательность, умение решать умственные задачи. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения.  Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Загадка содержит в себе большие возможности для развития смекалки, фантазии, внимания и воображения детей.

Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Много возможностей даёт загадка для умственного развития детей, для приобщения их к словесному художественному творчеству. Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки.

Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи, как раз все эти качества недостаточно развиты у детей с ОНР, с которыми я работаю. Отгадывание загадок влияет на разностороннее развитие языка детей. Создание в загадке метафорического образа разных средств художественной выразительности (приёму олицетворения, использования многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмичной организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, её сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

При обучении детей отгадыванию и сравнению загадок следует иметь в виду пять их видов с различной структурой логической задачи.

Начинать обучение надо с загадок только с точно названными признаками без иносказаний: «Всю ночь летает, мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло» (Сова).

«Длинные ушки, серенькая шубка. Прыгает ловко, любит морковку» (Зайчик).

Во втором виде загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний: «В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет» (Подсолнух). Такие загадки труднее для отгадывания, т.к. все имеющиеся признаки нужно расшифровать. «Золотая» – желтого цвета, «тарелка» - по форме похожа на подсолнух, у него семечки - «домики», растут очень близко друг от друга, без промежутков – «нет улицы».

Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями ( третий вид) целесообразно применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления: «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко). После перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: «Жидко, бело, не вода, не снег». Аналогичные загадки:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Зелёная, но не лягушка, колючая, но не ёж, стоит и не шевелится» (Ёлка)

В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет» (Месяц). Перегруппируем признаки: «Серебряный, стадо овец пасет. Не украшение, не пастух». Теперь следует их расшифровать: серебряным кажется месяц, около него много звезд, т.е. в загадке говорится о месяце и звездах.

В комбинированных загадках (пятый вид) сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки и раскрываются иносказания: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая» (Озеро, пруд). Точно названные признаки: «посреди поля», «голубое», «зеленая». Расшифрованные признаки: загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается – «зеркало», загаданное прозрачно – «стекло», загаданное со всех сторон окружено зеленым – «рама зеленая». Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков нужно сделать вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд.

Хотя дети в старшем дошкольном возрасте и обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, но они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.

Вот некоторые причины их ошибок:

·        невнимательно слушают текст загадки;

·        не запоминают полностью содержание загадки;

·        полностью или частично не понимают текст загадки;

·        при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

·        не имеют достаточных знаний о загаданном;

·        не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Для того, чтобы дети полностью выделяли и анализировали все признаки загаданных предметов и явления, следует добиваться, чтобы каждый ребенок внимательно выслушивал загадку и мог повторить её при отгадывании и сравнении. Необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного: внешнего вида (величина, форма, цвет), материала (мягкий, твердый, железный), вкуса (сладкий, кислый, горький),

движения (способ, скорость), местоположение и др. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.

Всегда нужно знать, по какой причине при отгадывании и сравнении дети не используют всех признаков, содержащихся в загадке: не могут вычленить, запомнить, понять, расшифровать или намеренно отбрасывают признаки, с их точки зрения, противоречащие отгадке. Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Последнее характеризуется следующими признаками:

·        ребенка интересует не только результат, но сам процесс решения логической задачи;

·        в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанные в загадке;

·        ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

·        дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументированно доказать его правильность;

·        в случае ошибки ребенок продолжает поиск правильного ответа;

·        дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Можно выделить несколько видов деятельности детей с загадками:

-загадывание загадок

-отгадывание загадок

-доказательство правильности отгадок

-сравнение загадок об одном и том же

-сравнение загадок о разном.

Детям очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Она «доставляет уму ребенка полезное упражнение», и поэтому в своей работе я постоянно использую загадки.

 

                                                                                                                                                                               

Дата последнего обновления страницы 08.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения