Гиперактивный ребёнок в семье

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"

"Детский сад комбинированного вида № 101"

Гиперактивный ребёнок в семье

 

 

     Причины гиперактивности

         Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи     отмечают, что количество таких детей растёт с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идёт полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

- генетические (наследственная предрасположенность);

- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

- социально – психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

     Как определить, является ли Ваш ребёнок гиперактивным

         Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребёнку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определённые симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу – за консультацией, а за тем вместе с ними помогать ребёнку. Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребёнок уже посещает школу и, начались проблемы с учёбой. Резко ухудшается общее состояние и поведение ребёнка, теряется интерес к учёбе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение.

     Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.

         1. При невнимании:

- имеет незаконченные проекты;

- отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);

- слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует;

- с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

- имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

- часто теряет вещи;

- избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;

- часто бывает забывчив.

         2. Сверхактивность:

- ёрзает, не может усидеть на месте;

- проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);

- мало спит, даже в младенчестве;

- находится в постоянном движении (с «мотором»);

- очень говорлив.

         3. Импульсивность:

- отвечает до того, как его спросят;

- не способен дождаться своей очереди;

- часто вмешивается, прерывает;

- резкие смены настроения;

- не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);

- не подчиняется правилам (поведения, игры);

- имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет)

      Если в возрасте до 7 лет появляются 6 из перечисленных моментов, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.    Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

       Как помочь гиперактивному ребёнку

      Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач – невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

     Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

      Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д)

      Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления. Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

     С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывает, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, капризам.

     Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязательно дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много. Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту. Чаще хвалите за то, что получается.

      Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза. Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребёнок ушёл в другой угол комнаты, значит, он уже устал.

      Приобщайте ребёнка к спортивным и подвижным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.

     Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться лёгкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

      Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вздохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства у малыша.

      Повремените с оформлением такого ребёнка в детский сад.

      Гасите конфликт, в котором замешан Ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

      Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!

     Когда становиться совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

                                                                                                                                                                   

 

Дата последнего обновления страницы 08.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения