Звуковая культура речи 4-5 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"

"Детский сад комбинированного вида № 101"

Звуковая культура речи 4-5 лет

 

 

К пяти годам становится возможным узнавание звука в слове, подбор слов с заданным звуком, т.е. развиваются простейшие формы звукового анализа.  Учёные, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчёркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребёнок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел чёткое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать звуковой состав слова.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

 

Игры и упражнения, которые помогут Вам  научить ребёнка

 правильно и без затруднений определять звуковой состав слов:

 

Игры на звуковой анализ совмещаются с любой деятельностью ребёнка: со свободной игрой с игрушками, с рассматриванием картинок в книге, с работой по дому. Например, ребёнок возит в игрушечном автобусе  зверюшек. Попросите его сначала перевезти тех “пассажиров”, в названии которых есть звук С. Рассматривая картинки в книжке устройте соревнования, кто больше найдёт картинок, в названии  которых есть звук К или М. Загадывайте ребёнку загадки: «Угадай, что я тебе приготовила на обед? Начинается на звук П».

 

Игра “Самый внимательный”

Для игры применяют сюжетные картинки, на которых нарисовано много разных предметов. Ребёнок получает задание: найди на картинке предметы, в названии которых есть звук,  например,  С.

 

Игра “Звуки спрятались”

Для игры подойдёт комплект любого лото. Ребёнку дают большие карты. Ведущий говорит, что звуки любят играть в прятки, они спрятались в разные слова; ребёнку предлагается найти их в названиях картинок. “Чтобы звук нас услышал, надо его позвать, то есть сказать слово с усиленным произнесением нужного звука”. Затем ведущий называет любой звук, а ребёнок – нужное слово – название картинки, протягивая звук, например Ведущий говорит звук З – ребёнок называет картинку з-з-з-аяц. Правильно названная картинка закрывается фишкой.

Следует иметь в виду, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые. Взрослый должен сразу разделить эти звуки и требовать от ребёнка различения: “Нет, у тебя “мячик”, а я говорю М.  Вот суМка – правильно – М” Чтобы ребёнок услышал разницу в твёрдом и мягком произнесении звука, можно продемонстрировать ему ошибку: “Как мы говорим: мачик или мячик?”

 

Игра “Замкни цепочку”

Для игры подготавливаются  карточки с предметными картинками.  Цель игры – научить ребёнка выделять первый и последний звук в словах. Цепочку из картинок ребёнок должен выкладывать по следующему правилу: первый звук названия последующей картинки должен совпадать с последним звуком предыдущего названия (стол – лампа – аист – ток – книга – артист – трос).

 

Очень полезно играть с детьми в игры на обучение звуковому синтезу слов: взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившееся слово. (М   А   К – мак). На первых порах слова для звукового синтеза берутся короткие, состоящие из трёх звуков, и по мере усвоения детьми материала, слова могут усложняться по своему звуковому составу.

    Шолохова Елена Вадимовна - учитель-логопед

Желаем удачи!

 

20 января 2016 г.                                       

                                                                                                                                                                                       

Дата последнего обновления страницы 08.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения