Образование

Реализуемые образовательные программы, в том числе адаптированные образовательные программы
    При реализации образовательной программы используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
    Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №101»
    • Формы обучения:
      очная (Используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии)
      Нормативный срок обучения:
      6 лет
      Государственная аккредитация:
      не требуется
      Языки, на которых осуществляется образование (обучение):

      русский язык

      Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:

      нет

      Практика, предусмотренная образовательной программой:

      нет

      Уровень образования:
      дошкольное образование - первый уровень общего образования;
      Код профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности:
      нет
      Наименование профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности:
      нет
      Описание образовательной программы:

      Описание ООП ДО
      Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №101» (далее – МБДОУ Детский сад №101, МБДОУ или Организация) является нормативно-управленческим документом, определяющим содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
      Образовательная программа МБДОУ Детский сад №101 разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022), и федеральной образовательной программой дошкольного образования, утв. приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028, а также основными нормативными правовыми документами в области дошкольного образования.
      Образовательная программа МБДОУ Детский сад №101 (далее - Программа) создает модель организации образования, воспитания и развития дошкольников в МБДОУ с учетом особенностей контингента воспитанников, педагогического состава, материально-технических условий учреждения. Программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников, охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом ведущих видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
      Реализация Программы предполагает интеграцию задач обучения и воспитания в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений; обеспечивает основу для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
      Структура Программы выстроена в соответствии с требованиями Стандарта и включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых содержится обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, и снабжена дополнительным разделом «Краткая презентация». Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностях, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявить особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, содержание и организацию образовательной деятельности.
      Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
      Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
      Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает программу патриотического воспитания дошкольников «Мы живем в РОССИИ» Авторы: Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.
      Программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОУ по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития). В содержательном разделе
      представлены: адачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям, описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, взаимодействие с семьями обучающихся, направление и задачи коррекционно- развивающей работы.
      Рабочая программа воспитаниясодержит: целевой раздел Программы воспитания, представленный целями и задачами воспитания, целевыми ориентирами. воспитания. Содержательный раздел рабочей программы воспитания представлен: укладом МБДОУ, задачами воспитания в образовательных областях., формами совместной деятельности в образовательной организации, организацией предметно-пространственной среды, социальное партнерство.
      Организационный раздел содержит: примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы, кадровые условия реализации Программы, режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
      Краткая презентация программы.

    • Образовательная программа (PDF; 1.69 Мб )
      ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 101
    • Краткая презентация (PDF; 245.39 Кб )
    При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
    Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа «Город Архангельск»«Детский сад комбинированного вида №101» МБДОУ Детский сад №101
    • Формы обучения:
      очная (Не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии)
      Нормативный срок обучения:
      3 года
      Государственная аккредитация:
      бессрочная
      Языки, на которых осуществляется образование (обучение):

      русский

      Практика, предусмотренная образовательной программой:

      нет

      Уровень образования:
      дошкольное образование
      Код профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности:
      нет
      Наименование профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности:
      нет
      Описание образовательной программы:

      Описание АООП ДО для детей с ТНР.
      Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – АОП ДО) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 7 лет (далее – ТНР) МБДОУ Детский сад № 101 разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО) утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 и является программным документом. Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы. Планируемые результаты ее освоения представлены в виде целевых ориентиров.
      Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы. Данный раздел включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в общество.
      Коррекционная программа:
      является неотъемлемой частью, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
      обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития и
      всех компонентов речи;
      учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
      обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
      В Организационном разделе программы представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психологопедагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
      Срок реализации АОП МБДОУ - 3 года.
      Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
      При разработке Программы учитывались следующие значимые характеристики:
      географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ТНР.

    • Образовательная программа (PDF; 1.18 Мб )
      Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №101»
    • Презентация программы (PDF; 187.28 Кб )
    При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
    • Формы обучения:
      дошкольное образование (Не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии)
      Нормативный срок обучения:
      6 лет
      Государственная аккредитация:
      не требуется
      Языки, на которых осуществляется образование (обучение):

      русский язык

      Практика, предусмотренная образовательной программой:

      практика не предусмотрена

      Уровень образования:
      дошкольное образование
      Код профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности:
      -
      Наименование профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности:
      -
      Описание образовательной программы:

      Рабочая программа воспитания является частью образовательной программы МБДОУ
      1) Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
      2) Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
      3) Основу воспитания составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
      4) Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколении, единство народов России..
      5) Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей.
      6) Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
      7) Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания
      8) Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
      9) Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
      10) Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
      11) Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
      12) Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
      13) Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с традиционными ценностями российского общества.
      14) С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, в Программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОУ с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.
      15) Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.
      16) Пояснительная записка не является частью рабочей Программы воспитания в ДОУ.

    При реализации образовательной программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
    Парциальная программа по развитию речевых, конструктивных и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи "Страна Лего"
    • Нормативный срок обучения:
      1 год для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.
      Государственная аккредитация:
      не требуется
      Языки, на которых осуществляется образование (обучение):

      русский язык

      Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:

      Парциальные образовательные программы, разработанные педагогами ДОУ для детей с ТНР

      Практика, предусмотренная образовательной программой:

      практика не предусмотрена

      Уровень образования:
      -
      Код профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности:
      -
      Описание образовательной программы:

      Программа разработана учителем-логопедом МБДОУ Детский сад №101 Шолоховой Еленой Вадимовной на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы. Соответствует ФГОС» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2014) и «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет» Нищевой Н.В. (2016), а также в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольных образовательных учреждений.
      Данная парциальная программа дополняет основные, она рассчитана на один учебный год и предполагает организацию организованной и совместной образовательной деятельности один раз в месяц с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.
      Цель Программы - создание условий для развития умственного и творческого мышления, развития речи дошкольников через использование конструктора ЛЕГО в образовательном процессе ДОУ.
      Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию речи, творческих и конструктивных навыков, используя конструктор ЛЕГО.
      - Познакомить дошкольников с основными деталями ЛЕГО-конструктора, видами конструкций; учить развернуто отвечать на вопросы и составлять связный рассказ о своей или коллективной постройке;
      - формировать у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
      - развивать умение детей создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;
      - развивать произвольность психических процессов, абстрактно - логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных свойств внимания, мелкую моторику рук, творческие способности, познавательный интерес, навыки общения
      - развивать умение детей грамотно оформлять и выражать свои мысли, не пропуская поставленных звуков; составлять небольшие рассказы о своей постройке.
      - совершенствовать коммуникативные навыки воспитанников при работе в паре, коллективе; активизировать интерес дошкольников к моделированию и конструированию, стимулировать детское творчество.
      Принципы и подходы парциальной программы «Страна-ЛЕГО» соответствуют: принципам ФГОС п.1.4., принципам и подходам реализуемых программ; а так же учитываются следующие принципы: от простого к сложному; учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; активности и созидательности, использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; комплексности решения задач, решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; результативности и гарантированности, реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
      Содержание программы направлено на развитие речевых, конструктивных и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи 6-7 лет. В Программе определены области применения ЛЕГО-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, взаимосвязь педагогов со специалистами ДОУ и родителями в процессе реализации программы, а также представлен тематический план занятий по ЛЕГО-конструированию, дидактические игры и упражнения с использованием конструктора-ЛЕГО, планирование совместной деятельности по ЛЕГО- конструированию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.
      Программа реализуется через следующие формы коррекционно-образовательной деятельности: занятия, совместная деятельность, мини-проекты. Ведущей формой организации занятий является подгрупповая. Наряду с подгрупповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия проходят в первую половину дня как организованная образовательная деятельность и во вторую половину дня как форма совместной деятельности, по подгруппам и индивидуально. Реализацию задач по конструктивной деятельности осуществляет воспитатель. Работа по связной речи проводится учителем-логопедом. Образовательная деятельность может быть организована в виде комплексных занятий или же занятия могут быть объединены единой тематикой.
      В Программе определены условия для успешной реализации поставленных задач; создание предметно-развивающей среды, программно-методическое обеспечение, материально-технические ресурсы.
      В приложениях к Программе представлены: понедельное тематическое планирование фронтальных занятий учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, конспект интегрированного занятия «ЛЕГО-город» с использованием конструктора ЛЕГО в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме « Транспорт», мастер – класс для родителей «Развитие речи и творческого потенциала ребенка в играх
      с конструктором ЛЕГО»


    • Образовательная программа (PDF; 774.73 Кб )

Учебный план

Аннотации к рабочим программам дисциплин. Рабочие программы
    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей дошкольного возраста (5-7 лет) познавательной направленности «ГЕОМЕТРИК» (Дети с ОВЗ 5-7 лет)
    • Программа «Геометрик» определяет содержание и организацию образовательного процесса по математике с детьми 6-7 лет в условиях дополнительных образовательных услуг. Рабочая программа разработана на основе: «Программы комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе» Бортниковой Е.Ф. (раздел «Развитие математических способностей»), методического пособия Смоляковой О.К., Смоляковой Н.В. «Математика для дошкольников» - Москва: Издат-Школа, 1998. – 256 с.
      Занимательная геометрия для дошкольников поможет в увлекательной форме, через игры, сказки и интересные задания познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и методами их измерения, заложить фундамент пространственного мышления и дать представления о конструировании.
      Изучение геометрического материала с дошкольниками играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит дошколят к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.
      Цель программы: расширение и углубление геометрических представлений у дошкольников.
      Задачи:
      ■ создавать условия для усвоения понятий: геометрическая фигура, геометрическое тело, многоугольник, круг, овал, квадрат, треугольник, ромб, трапеция;
      ■ формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
      ■ развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
      ■ учить изображать простые геометрические формы;
      ■ сформировать практические навыки работы с линейкой;
      ■ развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
      ■ воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
      ■ развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.
      Предлагаемый курс выстроен концентрически. Дети возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируется, приобретают обобщенный характер.
      Текущий контроль проходит в виде выставки работ детей (рабочие тетради). Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации деятельности кружка и детского творчества.
      Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
      Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребенок успешно освоил материал.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет художественно - познавательной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ» (Дети 5-7 лет)
    • Развитие творческих, конструктивных и художественных способностей через изготовление поделок из различных материалов.
      Программа «Волшебные превращения» определяет содержание и организацию образовательного процесса по конструированию и ручному труду из бумаги и бросового материала с детьми 5-7 лет в условиях дополнительных образовательных услуг. Рабочая программа разработана на основе: программы «Умные пальчики» И.А.Лыкова. – М.2018: Издательский дом «Цветной мир»; методических пособий: Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду». – М.1990: «Просвещение»; М.М.Евдокимова «Рисунки и подарки к праздникам». – М.2007: «Дрофа».
      Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
      Программа направлена на обучение самостоятельному изготовлению поделок из бросового материала, бумаги и картона, ткани; формированию творческого мышления, устойчивого интереса к конструктивной деятельности и ручному труду.
      В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается память, внимание, образное и логическое мышление, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занятия по программе способствуют воспитанию у дошкольников трудолюбия, терпения, аккуратности, чувству удовлетворения от совместной работы, чувству взаимопомощи и коллективизма, а также прививают любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.
      Актуальность программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д., ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи.
      В процессе занятий идет работа над расширением словарного запаса, развитием творческих способностей, мелкой моторики, диалогической речи. Особое внимание уделяется развитию памяти, зрительного и слухового внимания, логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с инструкциями, схемами, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
      Программа «Волшебные превращения» актуальна тем, что в процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь, разовьет меткую моторику рук.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет) художественно - эстетической направленности «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» (Дети 5-7 лет)
    • Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином. Рисование пластилином – это способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку, поднять настроение, развить речь, воображение и творчество. Программа "Пластилинография" позволяет объединить традиционную лепку, ее приемы и нетрадиционные способы работы с пластилином, декоративным материалом, тем самым расширить творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.
      Программа направлена на овладение начальными технологическими знаниями, умениями и навыками работы с пластилином, на обучение самостоятельному изготовлению поделок с использованием пластилина. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, поэтапно планировать свою работу, овладевают навыками и умениями работы с инструментами (стекой).
      Занятия по программе способствуют развитию мелкой моторики, ручной умелости, а также сенсомоторики– согласованности работы глаз и рук; совершенствуют координацию движений, гибкость, силу, точность в выполнении движений руками. В процессе занятий идет работа над развитием творческих способностей детей, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Занятия по программе способствуют воспитанию трудолюбия, товарищества, умению работать в коллективе, попарно, оказывать помощь товарищам, соблюдать правила сотрудничества в коллективной деятельности.
      ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
      Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения детей с тяжелыми нарушениями речи.
      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
      1.Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки.
      Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.
      2.Фрукты сад.
      Освоение приемов пластилинографии – закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности.
      3.Ягоды. Лес. Земляничка.
      Создание композиций из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины.
      4.Грибы. Лес.
      «Пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме.
      5.Перелетные птицы. Лебедь.
      Навыки работы с цветом.
      6.Одежда. Головные уборы.
      Создание лепной картины с выпуклым изображением, приклеивание методом приминания в очередном порядке, выполняя разноцветные полоски, нанесение рисунка стекой.
      7.Обувь.
      Создание композиции на плоскости.
      8.Продукты питания. Пирог.
      Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в своей работе.
      9.Посуда.
      Знакомство с разными приемами и способами в пластилиновой живописи.
      10.Зима. Зимующие птицы. Снегирь.
      Использование свойств пластилина при раскатывании и сплющивании.
      11.Домашние животные. Пёс-Барбоска (модульная пластилинография-жгутики).
      Изображение в полуобъёме целостного объекта – собаки из жгутиков, нанесение рельефного рисунка поверх пластилиновой основы.
      12.Домашние птицы. «Петя, Петя - петушок.» (прямая пластилинография).
      Неполное примазывание пластилинового шарика. Размазывание на горизонтальной поверхности.
      13.Новогодний праздник. Елка новогодняя.
      Техника трафаретного рисунка и приемы декорирования.
      14.Зимние забавы. Снеговик.
      Техника «граттаж».
      15.Лесные животные. Мишка косолапый.
      Изображение в полуобъёме целостного объекта – медвежонка из жгутиков.
      16.Новогодние шары так прекрасны и важны.
      Создание изображений на плоскости аудиодиска. Применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки).
      17.Дом и его части. Волшебные домики.
      Раскатывание жгутиков, выкладывание их по контуру. Скатывание шариков, сплющивание их на горизонтальной поверхности по трафарету.
      18.Белая снежинка мне на ладошку села.
      Использование чеснокодавилки для воплощения образа.
      19.Подводное царство.
      Приемы работы с пластилином, навыки работы с трафаретом, совершенствовать приемы декорирования на готовой основе изображаемого объекта.
      20.Наша Армия. Бежит кораблик по волнам.
      Приемы изображения моря (процарапывание, растирание, декорирование и раскатывание).
      21.Семья. Матрешка.
      Приемы декорирования, соблюдение геометрии и симметричности элементов декорации, правильно распоряжаться цветом – выбирать контрастные цвета.
      22.Цветы для мамы.
      Отражать природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков.
      23.Пингвин на льдинке.
      Освоение приемов пластилинографии, подготовка фона.
      24.Транспорт. Самолетик.
      Закрепление работы с пластилином.
      25.Город – улица. Светофор.
      26.Комнатные растения. Щучий хвост.
      Развитие глазомера и цветовосприятия.
      27.Космос. Загадочный космос (витражная пластилинография)
      28.Осьминог.
      29.Волшебное яичко.
      Прием декорирования с последующим глянцеванием.
      30.Водоем рыбы. Золотая рыбка.
      31.«День Победы» (витражная пластилинография)
      32.Незабудки.
      33.Насекомые. Проснулись жуки, червячки и другие насекомые.

      РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
      К концу года дети будут уметь:
      -у детей сформируется устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии;
      -ребенок овладеет нетрадиционными способами создания композиции из пластилина, рисования пластеином, - ребенок овладеет техническими приемами: (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание); -в творческой работе ребенок будет преобладать новизна и оригинальность;
      -будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика;
      -будут сформированы знания в области изобразительной деятельности, развиты художественно-творческие способности;
      -увеличится активный словарь, повысится качество связной речи.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей дошкольного возраста (2-3 лет) художественно - эстетической направленности «ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО» (Дети 2-3 лет)
    • Программа «Волшебное тесто» определяет содержание и организацию образовательного процесса по тестопластике для детей второй группы раннего возраста (2-3 лет). Направлена на развитие мелкой моторики, выявление и развитие творческих способностей детей. Рабочая программа разработана на основе: программы «Умные пальчики» И.А.Лыкова. – М.2018: Издательский дом «Цветной мир»; методических пособий: И. А. Лыкова «Лепим с мамой», Москва КАРАПУЗДИДАКТИКА, 2005г., Янушко Е.А., Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 80с.
      Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение тестопластике, но и создание индивидуальных и коллективно сюжетно – тематических композиций, для изготовления которых используются поделки из соленого теста.
      Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
      Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая, развивается при работе с тестом.
      Цель программы: Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления разнообразных поделок из соленого теста.
      Задачи программы:
      -образовательная: овладение умениями и навыками работы из целого куска теста и из отдельных частей;
      -развивающая: повышение уровня навыков и умений детей в результате работ;
      -воспитательная: воспитывать стремление к самостоятельности в выполнении работ.
      К концу года дети будут уметь:
      •Умеет раскатывать комочки теста прямыми и круговыми движениями кистей рук.
      •Умеет отламывать от большого куска теста маленькие корочки.
      •Умеет сплющивать комочки теста между ладонями.
      •Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей.
      Текущий контроль проходит в виде выставки работ детей.
      Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации деятельности творческого объединения.
      Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей дошкольного возраста 4-5 лет направленности «Ложку держим и играем, язычку мы помогаем» (Дети 4-5 лет с ТНР)
    • Программа «Ложку держим и играем, язычку мы помогаем» определяет содержание и организацию образовательного процесса по коррекции речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи 5-6 лет в условиях дополнительных образовательных услуг.
      Программа разработана на основе:
      - «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Нищева Н.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2016;
      - Методическое пособие «Логопедический массаж ложками». Крупенчук О.И. – СПб.: Издательский Дом «Литера» 2014.
      Данная рабочая программа имеет социально-педагогическую направленность, развивает подвижность органов артикуляционного аппарата, навыки самомассажа, способствует нормализации, как произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния детей с речевыми нарушениями.
      Предназначена для дошкольников 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
      Цель программы: освоение движений массажа, развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться в пространстве, а также нормализация произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей с речевыми нарушениями.
      В программе предложена целая система занятий в игровой форме, направленная на коррекцию речевых особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
      Возрастной состав: дети 5-6 лет, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.
      Численный состав: 10 человек
      Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 20 минут, в начале года с подгруппой 4-5 детей, далее с группой 10 детей.
      Кроме того, помимо массажа, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия.
      К ним относятся:
      1. Артикуляционная гимнастика, которая является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. У ребенка органы артикуляции развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
      2. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
      3. Формирование правильного речевого дыхания. Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
      4. Развитие фонематического слуха. Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а чтото очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
      Поэтому каждое занятие включает в себя следующие элементы:
      1.Артикуляционная гимнастика
      2.Приемы самомассажа ложками
      3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ѐжиками и т.д,, и др.)
      4.Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения
      5.Физминутка
      6.Дидактические игры на развитие фонематических представлений
      Ожидаемый результат реализации рабочей программы дополнительного образования по формированию произносительных навыков
      К концу года дети будут уметь.
      - Овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту
      - Овладеть навыками самомассажа ложками.
      - Довести произношение звуков до нормы.
      - Овладеть навыками правильного дыхания (выдох длиннее, чем вдох)
      - Будут получаться тонкие координированные движения пальцев рук.
      - Развиты фонематические представления по возрасту.
      Ключевые речевые качества:
      • чистота звукопроизношения,
      • автоматизация звуков в речи,
      • умение строить предложение,
      • умение вступать в диалог.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей дошкольного возраста (4-5 лет) художественно-эстетической направленности «КАРАНДАШИКИ» (Дети 4-5 лет)
    • Программа «Карандашики» определяет содержание и организацию образовательного процесса по изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет в условиях дополнительных образовательных услуг. Рабочая программа разработана на основе: программы «Детство» / Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе; методического пособия Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008; и методического пособия Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
      Цель программы: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
      Задачи:
      1. Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
      2. Обучать основам создания художественных образов.
      3. Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
      4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
      5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
      6. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
      Подходы и методы их реализации:
      *Систематические занятия.
      *Игры, игровые приемы.
      *Организация и оформление выставок детских работ.
      *Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
      Ожидаемый результат реализации программы
      1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
      2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
      3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
      4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.


Календарный учебный график

Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса

Календарный план воспитательной работы

Практики
  • Практики не предусмотрены.

Численность обучающихся (воспитанников) по реализуемым образовательным программам

    Общая численность обучающихся: 213 воспитанников


2023 - 2024 учебный год.
  • Образовательная программа МБДОУ Детский сад №101
  • Образовательная программа МБДОУ Детский сад №101

    • Уровень образования, форма обучения:
      Очная (полное пребывание детей в ДОУ – 12 часов)
      Общая численность обучающихся по программе:
      212 (в том числе иностранных граждан: 0)
      За счет ассигнований федерального бюджета:
      0 (в том числе иностранных граждан: 0)
      За счет бюджета субъектов РФ:
      0 (в том числе иностранных граждан: 0)
      За счет местных бюджетов:
      24 (в том числе иностранных граждан: 0)
      По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц:
      188 (в том числе иностранных граждан: 0)

Результаты приема по каждой профессии, по каждой специальности среднего профессионального образования, по каждому направлению подготовки или специальности высшего образования, научной специальности с различными условиями приема
    не предусмотрено (2023 - 2024 учебный год)

Языки, на которых осуществляется образование
  • Русский;

Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности
    не предусмотрены (2023 - 2024 учебный год)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности (выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности)

Уровни образования
Общее образование (уровни общего образования)
  • дошкольное образование;

Формы обучения
  • очная;

Нормативный срок обучения

6 лет


Иные документы